Чиновниками и политиками на велосипедах нас уже не удивишь. Да и катаются они на этом транспорте зачастую показательно — под камеры.
А вот встретить самого настоящего оперного певца, который может приехать из одной страны в другую на велосипеде с фраком за спиной и прямо с колес выйти на сцену, — это большая удача. И она выпала киевлянам. В Украину, преодолев около 4000 километров в одиночном велопробеге, с концертами приехал Хурсанд Шеров.
Сценический костюм певец всегда возит с собой. Фото: Личный архив
Велосипед вылечил мое сердце
— Хурсанд, откуда столько энергии и оптимизма?
— Оптимизм мне был приписан с рождения. Мое имя в переводе с узбекского означает «радость». Вот живу и активно радуюсь каждому дню.
— Достаточно экзотичное соединение: опера и велосипедный спорт. Как они сошлись в вашей жизни?
— В 45 лет, когда я пел отчетный концерт в большом дворце Ташкента «Туркистон», мне стало плохо прямо на сцене. Врачи вынесли вердикт: серьезная болезнь сердца, при которой требуется операция. Прежде чем лечь под нож, я решил: надо что-то делать. И именно врачи посоветовали мне велосипед. Меня решение обрадовало: я с ним дружу с детства. Но серьезно велоспортом я начал заниматься после болезни, с 2012 года.
— Такую физическую нагрузку не каждый человек выдержит. Что сказали, узнав о ваших поездках?
— Велосипед меня вылечил. Я прошел полное обследование, и врачи даже сами не поверили, но болезнь просто испарилась. Сейчас я полностью здоров. Движение лечит.
— Какое путешествие стало главным в вашей жизни?
— У меня была мечта осилить на велосипеде Шелковый путь, часть которого проходит в моей родной стране, в Узбекистане. Я сказал себе: «Хочешь оставить след в истории своей страны?» И загорелся этой идеей — преодолеть на велосипеде Великий шелковый путь и посвятить этот пробег знаменитому певцу и композитору Муслиму Магомаеву. В 2015 году от Ташкента до Пекина я проехал 8 тысяч километров.
По пути у меня шла кровь из носа, лопнули сосуды. Я три раза падал в обморок. На Памире меня подобрали кыргызы — каждые 2-3 часа там проезжают машины с туристами, они меня и спасли. Если бы не они, я бы там и замерз. Были случаи, когда спортсменов съедали дикие звери.
Концерты даю в каждом новом городе
— Вы же рискуете жизнью. Без оружия ездите?
— Абсолютно. Даже без ножа. Меня бог бережет и поддержка людей.
— А как же музыка?
— В каждом крупном городе на пути моего велопробега по Шелковому пути я давал концерты. Ведь не зря же я пробег посвятил Муслиму Магомаеву. Я пел людям его песни. И просто на площадях, и в концертных залах.
— Концертный зал предполагает концертный костюм?
— Фрак я вожу всегда с собой. И в любой момент готов выйти на сцену.
— А что еще вы возите с собой?
— Вес моей поклажи — 45 килограммов сзади и 25 килограммов спереди. А еще рюкзак на спине. Везу с собой палатку, небольшую кухонную утварь. И обязательно флаги Узбекистана и Азербайджана.
— Где вы ночуете? Где отдыхаете после переездов?
— Часто в Фейсбуке люди видят, что я проезжаю рядом с ними — приглашают меня в дом на ночевку. Иногда в хостелах, иногда в палатке.
Хурсанд посещает все города, где появляется памятник его кумира — Муслима Магомаева. Фото: Личный архив
Приехал к киевскому памятнику Магомаеву
— Такие велотуры — затратное удовольствие…
— Меня поддерживает Фонд Муслима Магомаева, вдова Муслима Магометовича Тамара Синявская. Наше знакомство было курьезным. Когда я приехал к ней на годовщину памяти маэстро, все подумали: турист приехал на велосипеде. А когда я спел всем присутствующим, они поняли, что перед ними артист. Вот с тех пор и дружим. Они мне даже велосипед подарили — красный, на котором написано «Муслим Магомаев» с одной стороны, а с другой «Узбекистан».
— Как вы восстанавливались после марш-броска по Шелковому пути?
— После этого путешествия меня врачи отговаривали продолжать велопробеги. Говорили: «у вас сердце в зоне риска, сотрясение мозга, еще травмы в руках, вы рискуете. Стоит ли вам дальше ездить на велосипеде? Это опасно!»
— Постойте, откуда сотрясение мозга и травмы?
— За время моего большого путешествия меня дважды сбивали машины. А однажды напали хулиганы, избили и ограбили. Украли все сувениры, документы, деньги…
— Что вас привело в Украину?
— Когда я услышал, что Муслиму Магомаеву открыли третий уже памятник — в Киеве, у меня не осталось сомнения. Я приеду в Киев, я приеду, Муслим-джан, ты меня встречай. Как раз на день его рождения (17 августа). Я был возле всех его памятников.
— В Украину вы с концертным костюмом приехали?
— Ну конечно же! А как же по-другому? Я же и спортсмен, и певец.
— Где вас можно будет услышать у нас в стране?
— Сейчас из Киева выезжаю в Одессу. Там у меня будет сольный концерт, а потом возвращаюсь снова в Киев и выступлю на День Независимости на Крещатике на государственном фестивале этнических культур «Этнический веночек». Буду представлять Узбекистан, петь песню о Ташкенте.
А в декабре планирую еще раз к вам приехать — в Западную Украину, в город Трускавец, на Второй Международный конкурс вокалистов «Памяти Муслима Магомаева».
— Где вы еще не были с велосипедом? Куда мечтаете поехать?
— За океан, в Америку. Говорят, приезжайте, свой велосипед и Муслима привезите к нам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Из Одессы в Сингапур: полгода на велосипеде
«КП» в Украине» следила за путешествием Руслана Верина по Азии все 15 тысяч километров. Наконец одессит достиг своей цели — от памятника Дюку в родной Одессе добрался до экзотического Сингапура. Назад, правда, летел самолетом.